Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Компании, занимающиеся контейнерными перевозками, ищут альтернативные пути доставки грузов в обход Суэцкого канала, где на данный момент застряли свыше 160 судов, перевозящие товары на общую стоимость 9,6 млрд долларов. Как это может отразиться на мировой торговле и российской экономике, разбирались эксперты отдела финансовой аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Цены на нефть выросли из-за судна, севшего на мель

Суэцкий канал — это транспортная магистраль, проходящая на территории Египта и соединяющая Красное и Средиземное моря, через которую перевозится около 10% всей нефти в мире, доставляемой морским путем, общим объемом 110 млн тонн сырья, из которых 30 млн приходится на Россию. С начала 2021 года РФ является крупнейшим экспортером нефти по Суэцкому каналу — в среднем 546 тыс. баррелей в сутки перевозится по магистрали, что составляет 24% от всего траффика. На данный момент в регионе оказались зажатыми танкеры с 10 млн тонн черного золота. Ежедневные потери России от блокировки оцениваются примерно в 40 миллионов долларов. Это пятая часть доходов от всего нефтеэкспорта. Из-за сложившейся ситуации в ходе торгов на Московской бирже 23 марта цены на нефть марки Brent выросли на 5% — с уровня 61,5 доллара за баррель до 64,45, так как образовался дефицит топлива из-за срыва сроков поставки сырья.

На устранение проблемы может потребоваться до двух недель, транспортные компании терпят огромные убытки, не имея возможности доставить товар в срок согласно договорам с отправителями. Учитывая среднюю стоимость всех грузов, проходящих за день через канал, один час простоя обходится мировой экономике в 400 млн долларов. В портах стоят корабли, которые не могут выйти в море из-за затора, что приводит к сбою в транспортно-логистических цепочках.

Стоимость товаров вырастет

Через Суэц идет доставка не только нефтепродуктов, но и потребительских товаров. Бразильская компания по производству туалетной бумаги уже сообщила о проблемах с поставкой, это может привести к дефициту данного предмета гигиены. Сложившаяся ситуация спровоцирует рост стоимости на продукцию повседневного потребления, что в свою очередь приведет к повышению розничных цен в отдельных странах. Инцидент также привел к сбою поставок сжиженного природного газа (СПГ), пшеницы, автозапчастей, мягкой мебели и других продовольственных товаров.

Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Последствия затора могут иметь более длительный эффект для мировой торговли из-за резкого роста стоимости фрахта до 8 тыс. долларов за контейнер — против 2 тыс. годом ранее. Также повышается размер страховых взносов для судов, все это приводит к увеличению цены конечного продукта для потребителей из-за дополнительных расходов на логистику.

Транспортные компании еще только будут подсчитывать убытки, которые они понесли из-за инцидента в Суэцком канале. Срывы сроков доставки грузов выльются для них в миллионные штрафы. Возможна череда банкротств мелких игроков, что только усугубит ситуацию, и мы сможем наблюдать рост цен на товары в магазинах.

Альтернативой Суэцкому каналу может стать Северный морской путь

Такая зависимость от одного транспортного узла заставила игроков рынка искать альтернативы. Одним из самых простых вариантов является маршрут через мыс Доброй Надежды, в обход Африканского континента.

Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Время доставки увеличивается на 10–14 дней, а путь становится длиннее на 10 тыс. километров и дороже на 300 тыс долларов, но, учитывая блокировку канала и стремительный рост тарифов, это экономически целесообразно.

К такому маршруту часто прибегают в периоды низких цен на топливо, что компенсирует сбор, уплачиваемый для прохода через Суэцкий канал, который составляет в среднем 10 долларов за тонну.

Для России в этой ситуации есть возможность извлечь выгоду, предложив транспортным компаниям использование Северного морского пути (СМП), который сокращает расстояние на 30%. Доставка грузов из Роттердама в порты Азии (Япония, Республика Корея, Китай): через Суэцкий канал — в среднем 10 600 миль и 33 дня, через СМП — 7610 миль и 23 дня, итоговая разница — десять дней. Такая экономия снижает логистические издержки и увеличивает прибыль производителей, но не все так просто.

Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Развитие Арктической зоны РФ

Главная проблема Северного морского пути заключается в суровых климатических условиях. Без сопровождения ледоколов, которых на данный момент у России четыре, судну не пройти, а это — дополнительные финансовые затраты около 380 тыс. долларов. Навигация работает только с мая по декабрь, что для круглогодичного товарооборота не подходит.

Также на Северном морском пути не хватает инфраструктуры. Государство занимается этим вопросом, есть распоряжения Правительства РФ от 14 июня 2019 года №1281-р и 1283-р, направленные на увеличение грузопотока через СМП, но этого крайне мало. Необходимо построить новые порты, транспортные узлы, новые ледоколы, провести исследования рельефа дна и многое другое, что в арктических условиях гораздо труднее и дороже.

Здесь целесообразно было бы привлечь стратегического партнера, которым мог бы стать Китай. В северных районах нашей родины находится много месторождений черного золота и СПГ. Развитие логистики позволит привлечь дополнительные инвестиции в этот регион, тем самым увеличив уровень добычи и снизив расходы на доставку.

Для экономики Поднебесной, которая является самым крупным импортером нефти в мире, это означало бы возможность покупки энергоресурсов по более выгодным ценам и снижение себестоимости производимой продукции.

Блокировка Суэцкого канала даст толчок развитию Арктического региона России

Перспективы для российской экономики

На реализацию проекта по развитию СМП и увеличение объема перевозок потребуется не один год. Для сравнения: за 2020 год по Северному морскому пути было доставлено 33 млн тонн груза, через Суэцкий канал — 1,2 млрд тонн. Однако это направление несет для России хорошие экономические перспективы.

Во-первых, это получение дополнительной валютной выручки. Прибыль Египетской магистрали за 2020 год составила 5,6 млрд долларов, а за год через нее проходит около 18,8 тыс. судов. Дополнительный приток иностранной валюты увеличит объемы золотовалютных резервов РФ. Во-вторых, развитие СМП даст толчок освоению территорий Крайнего Севера, где будут строиться инфраструктурные объекты, проводиться геологоразведка и разрабатываться новые месторождения нефти и газа.

Все это на данный момент только долгосрочные перспективы, и мировые транспортно-логистические компании не рассматривают такой вариант. Но события 23 марта показали уязвимость Суэцкого канала, и после них возможность использования вод Северного Ледовитого океана уже не будет вызывать скепсис у участников рынка контейнерных перевозок. Дело остается за Россией: основную выгоду получит именно наша страна, поэтому и инициатива должна исходить от РФ.

Источник: rueconomics.ru



Добавить комментарий